Рубрики:
Вопросы эстетики и поэтики
Из истории духовной музыки
Из истории музыкальных жанров
Композиторы
Музыкальнай форум: памяти М.Г.Арановского
Музыкальное образование и педагогика
Музыкальный форум: Неуслышанная музыка
Опера
Современная музыка
Старинная музыка
Страницы истории отечественной музыкальной культуры
Теория и история исполнительства
Теория музыки
Философия и музыка
Этномузыкология

::: Музыкальный форум: Неуслышанная музыка

Твердовская И.Т.
«Весталка» Гаспаре Спонтини: «лирическая трагедия» или «Gesamtkunstwerk эпохи ампир»?  (выпуск №2  за 2011 год)

Гаспаре Спонтини (1774 – 1851) традиционно считается в отечественном музыкознании композитором «второго ряда». Однако он оказал значительное влияние на своих современников и преемников, в числе которых Вебер, Россини, Шуман, Лист, Мейербер, Берлиоз, Вагнер; при жизни он был музыкальным деятелем европейского масштаба. Жанрово-стилистический анализ лучшей оперы Г. Спонтини «Весталка» (1807) показывает, что это произведение находится на пересечении итальянской и французской оперных традиций. В нем в рамках эстетического канона наполеоновской эпохи встречаются модели старой оперы («лирической трагедии», продолжающей и развивающей принципы К.В.Глюка) и романтической музыкальной драмы: необычайно высокая для своего времени степень симфонизации оперы, преодоление номерной структуры, сквозное мелодическое движение, смелость модуляционного развития, новые выразительные возможности инструментальных тембров. Гармония музыкального и драматического начал, получившая высокую оценку Вагнера, в сочетании с яркой театральностью дает право говорить о «Весталке» как о своего рода «Gesamtkunstwerk эпохи ампир».



  скачать статью:  |  162kb.  читать онлайн: | 

Немковская И.В.
Жанр духовного диалога в творчестве Кьяры Маргариты Коццолани  (выпуск №2  за 2011 год)

Статья посвящена одному из ведущих, но малоизученных жанров XVII века – духовному диалогу. Специфика его функционирования, характерные темы, персонажи и сюжетные решения, а также композиционные особенности рассматриваются на примере сочинений К.М.Коццолани. Кьяра Маргарита Коццолани – монахиня-бенедиктинка миланского конвента Св.Радегонды, известного своей музыкальной деятельностью в посттридентский период.



  скачать статью:  |  141kb.  читать онлайн: | 

Воробьев С.И.
«Новорелигиозная» миссия тоталитарного искусства на примере кантатно-ораториального творчества  (выпуск №2  за 2011 год)

Центральная роль в ретрансляции политической мифологии в сталинскую эпоху принадлежала искусству, которое посредством художественных символов и образов смогло из идеологической догматики сконструировать в полном смысле новую религию. В советском музыкальном искусстве принципы социалистического реализма нашли свое наиболее очевидное воплощение в кантатно-ораториальных жанрах, что вывело их на уровень жанровой доминанты эпохи. Это было обусловлено также выполнением ими «новорелигиозной», квазисакральной миссии. Никакой другой музыкальный жанр не мог репрезентировать тоталитарную мифологию, одновременно реконструируя черты религиозного обряда. Квазисакральный смысл кантат и ораторий 1930-1950 годов отражал квазисакральный смысл тоталитарной системы, пытавшейся направить искусство на выполнение им не художественно-эстетической, а религиозно-политической функции.



  скачать статью:  |  158kb.  читать онлайн: | 

Колико И.Н.
Житие «Глупой лошади» (quasi simfonia Александра Кнайфеля)  (выпуск №2  за 2011 год)

Данная работа посвящена одному из наиболее концептуальных сочинений Александра Кнайфеля – Глупая лошадь (quasi simfonia) (1981). На фоне цикла детских стихов Вадима Левина композитор разворачивает свою многомерную и глубоко экзистенциальную идею. Вслушиваясь в слова, композитор вкладывает в них свой субъективный смысл,  проистекающий из его жизненных наблюдений и ассоциаций. Дуальность как исходный принцип бытия пронизывает все уровни композиции и выражается в составе исполнителей, в оригинальной „звукопорождающей матрице“ – единовременном наложении акустического и нисходящего хроматического рядов, в особой символической парности чисел и букв русского алфавита. Из разрозненных „ликов жизни“ с их антиномиями вырастает цельный универсум, проходит целая жизнь с присущими ей радостями и потерями. Многослойность коннотаций цикла усилена наличием криптографической записи, музыкальных цитат, монограмм, числовой символики, помещаемых в контекст легко узнаваемых жанровых образцов.



  скачать статью:  |  3.6Mb  читать онлайн: | 

Неровная Е.Т.
Композитор Павел Юон. Опыт реставрации  (выпуск №2  за 2011 год)

В статье представлен один из оригинальных, но забытых в отечественной культуре художников – композитор Павел Федорович Юон. Его судьба и творческое наследие рассматривается в контексте русской музыки первой половины XX века, определившем переход от эпохи романтизма к искусству нового времени.



  скачать статью:  |  195kb.  читать онлайн: | 

начало назад далее конец