Рубрики:
Вопросы эстетики и поэтики
Из истории духовной музыки
Из истории музыкальных жанров
Композиторы
Музыкальнай форум: памяти М.Г.Арановского
Музыкальное образование и педагогика
Музыкальный форум: Неуслышанная музыка
Опера
Современная музыка
Старинная музыка
Страницы истории отечественной музыкальной культуры
Теория и история исполнительства
Теория музыки
Философия и музыка
Этномузыкология

::: Музыкальнай форум: памяти М.Г.Арановского

Шамилли Б.Г.
Музыкальная речь как картина мира: к проблеме архитектоники иранской классической музыки  (выпуск №2  за 2011 год)

Автор исследует проблему архитектоники иранской классической музыки устной традиции. Предметом исследования является джγмла, или мелодическая синтагма в метрически неупорядоченной мелодии нормативной структуры классического музыкального цикла. Основной вопрос — логика, имплицитно заложенная в грамматике музыкального языка, обоснованного еще в теории школы «систематиков» (XIII‒XV вв.) и проявляющаяся в поведении синтагмы как единственной единицы музыкальной речи, формирующей мелодическое высказывание. Мелодическая синтагма как картина мира рефлектирует онтологические интуиции теоретического суфизма.



  скачать статью:  |  808kb.  читать онлайн: | 

Рыжкова А.Н.
Теория музыкального текста М.Г.Арановского  (выпуск №2  за 2011 год)

В статье рассматривается теория музыкального текста М.Г. Арановского. Эта теория использует достижения лингвистики и литературоведения (работы Ф.Соссюра, Э.Бенвениста, Р.Барта, Ю.Кристевой  и др.), но опирается на специфику музыки.  Ее можно назвать музыкально-лингвистической, поскольку она соединяет теорию музыки с наукой о языке. Здесь изучаются такие вопросы, как природа музыкального текста, его структурные уровни, соотношение текста с музыкальным языком и музыкальной речью, единицы текста, деривационные  процессы, интертекстуальные взаимодействия и многое другое.



  скачать статью:  |  232kb.  читать онлайн: | 

Багрова Ю.Е.
Соната Ф.Пуленка для кларнета и фортепиано. Опыт семантического анализа  (выпуск №2  за 2011 год)

Соната для кларнета и фортепиано – одно из последних сочинений  Ф.Пуленка,  отличается  большим количеством реминисценций и тематических взаимосвязей. В качестве основного инструмента прочтения  текста используется метод сопоставления элементов тематического рельефа Сонаты с тематическим материалом  оперы «Человеческий голос», а также других сочинений, близких по времени создания.



  скачать статью:  |  1.6Mb  читать онлайн: | 

Крейнина В.Ю.
О границах свободы в интерпретации музыкального текста: Adagietto из Пятой симфонии Густава Малера  (выпуск №1  за 2012 год)

Множество исполнительских прочтений партитуры Adagietto Пятой симфонии Г.Малера: от музыкального признания в любви – до выражения траура и глубокой печали, проявляющихся прежде всего в значительном колебании темпа: продолжительность звучания колеблется от 7 до 15 минут, – может служить индикацией многозначности этой музыки. Однако в литературе о Малере вопрос, существуют ли объективные причины для столь различных прочтений Adagietto, почти не обсуждается. В данной статье рассматривается одно из возможных объяснений этому явлению – противоречия внутри самого музыкального текста.



  скачать статью:  |  682kb.  читать онлайн: | 

Григорьева В.Г.
М.Г.Арановский: учение о мелодии  (выпуск №1  за 2012 год)

Статья посвящена книге М.Г.Арановского «Синтаксическая структура мелодии», изданной почти 20 лет назад и, несмотря на свою беспрецедентность как отечественного исследования в области теории мелодии, до сих пор остающейся на периферии современной музыкальной науки. Автор подробно комментирует смену привычной терминологии, предлагаемой М.Г.Арановским, показывая ход аналитической мысли ученого, касающейся закономерностей построения мелодии и способов ее развития. В статье затрагивается полемика в аналитической науке, имевшая место в консерватории в середине 80-х годов, а также дается возможное объяснение, почему книга М.Г.Арановского о мелодии оказалась не востребованной в практике преподавания курса форм.



  скачать статью:  |  342kb.  читать онлайн: | 

далее конец