Рубрики:
Вопросы эстетики и поэтики
Из истории духовной музыки
Из истории музыкальных жанров
Композиторы
Музыкальнай форум: памяти М.Г.Арановского
Музыкальное образование и педагогика
Музыкальный форум: Неуслышанная музыка
Опера
Современная музыка
Старинная музыка
Страницы истории отечественной музыкальной культуры
Теория и история исполнительства
Теория музыки
Философия и музыка
Этномузыкология

::: Теория музыки

Архипова В.М.
М. Ф. Гнесин и его теория «музыкального чтения»  (выпуск №1  за 2007 год)

Начало творческого пути М.Ф.Гнесина совпало с периодом рубежа XIX-XX веков. Идеи этого времени во многом повлияли на мировоззрение и творческую деятельность вомпозитора. Одной из центральных идей этого времени является идея синтеза искусств. Осознание того, что "в сущности музыка и поэзия - одно и то же" (Новалис) отразилось на многих признаках литературного произведения, в том числе и на выверенных веками правилах его записи. Одним из первых опытов в этом направлении являются "Музыкальные декламации" Гнесина, в которых тщательно разрабатываются и фиксируются такие элементы музыкально-декламационной речи, как высота и ритм.



  скачать статью:  |  376kb.  читать онлайн: | 

Болобольчева А.В.
Полифонический цикл «24 прелюдии и фуги» в контексте истории  (выпуск №1  за 2006 год)

Полифонический цикл в составе 24 прелюдий и фуг уходит своими истоками в XVIII век, одним из музыкальных достижений которого является "Хорошо темперированный клавир" И.С.Баха - "энциклопедия" полифонической техники, новый образец контрапунктического мастерства. Несколько другие сведения дает нам А.Волконский: оказывается, что опыты подобного полифонического творчества имели место и ранее и связаны с другими малоизвестными именами. Так, существуют клавирные сюиты Пахельбеля, сочинения И.К.Фишера, Суппига, проходящие по всем тональностям, и даже другой "Хорошо темперированный клавир" Б.Х.Вебера. Дальнейшее развитие большого полифонического цикла шло неравномерно, если в XIX веке можно говорить лишь об отдельных образцах жанра, то в XX веке - веке "Ренессанса" стилей прошлых веков - картина резко меняется.





Александрова Ю.О.
О мелодической повторности в произведениях Палестрины  (выпуск №1  за 2006 год)
Палестрина относится к числу композиторов, чьими именами обозначают периоды в истории музыки ("эпоха Палестрины"); его творчество стало своего рода символом "строгого стиля, а эпитет "палестриновский" на протяжении XVII-XVIII и даже XIX веков служил указанием на некое идеальное, старинное церковное звучание. В статье рассматривается один из аспектов композиторского стиля Палестрины - горизотальная мелодическая повторность. Как отмечает автор статьи, подход к музыке мастера, примененный в данной работе, не может претендовать на универсальность, но принятая аналитическая установка может оказаться полезной при изучении различных жанров творчества Палестрины, а также его современников и предшественников.

  скачать статью:  |  586kb.  читать онлайн: | 

Курчан Н.Н.
«Америки», «Экваториаль», «Пустыни»: о принципах эволюции композиционного мышления Э. Вареза  (выпуск №1  за 2007 год)
Любой исследователь творчества Э.Вареза непременно участвует в дискуссии о правомерности обсуждения традиционных музыковедческих проблем в связи с музыкой композитора, а также должен решить вопрос об адекватности различных методик анализа и даже о самой возможности анализа его сочинений.

  скачать статью:  |  94kb.  читать онлайн: | 

Румянцева А.М.
Научный вклад педагогов и выпускников РАМ им. Гнесиных в изучение западноевропейского многоголосия средневековья и Возрождения  (выпуск №1  за 2006 год)
В настоящее время невозможно представить в полном объеме картину всемирной музыкальной истории без упорядоченного знания специфики, закономерностей и особенностей западноевропейского многоголосия средневековья и Возрождения. Долгое время изучением этого пласта мировой музыкальной культуры занимались преимущественно ученые Западной Европы. Отечественные исследователи стали проявлять особое внимание к западноевропейскому многоголосию только в 70-е годы прошедшего столетия. Изучением истории западноевропейского искусства занимались специалисты различных научных центров и музыкальных учеюных заведений страны. Безусловно, большой вклад в изучение многоголосия внесли педагоги и выпускники РАМ им.Гнесиных.

  скачать статью:  |  339kb.  читать онлайн: | 

далее конец