• Выпуск №1 за 2006 год
• Выпуск №1 за 2007 год
• Выпуск №2 за 2007 год
• Выпуск №1 за 2008 год
• Выпуск №2 за 2008 год
• Выпуск №1 за 2009 год
• Выпуск №2 за 2009 год
• Выпуск №1 за 2010 год
• Выпуск №2 за 2010 год
• Выпуск №1 за 2011 год
• Выпуск №2 за 2011 год
• Выпуск №1 за 2012 год
• Выпуск №2 за 2012 год

::: Выпуск №1 за 2012 год
Музыковедческий форум

Гаврилова В.С.
К вопросу о специфике трактовки вербального и музыкального компонентов в опере Прокофьева "Игрок"

Статья посвящена рассмотрению многообразных механизмов воплощения речевой стихии в опере Прокофьева «Игрок». Автор фокусирует внимание на специфических чертах либретто и вокального стиля сочинения, проистекающих от особенностей жанра, соединившего черты комедийного и драматического типов оперного спектакля. Особый акцент в представленном анализе сделан на проявлениях режиссерского мастерства композитора в трактовке вербальных конструкций, вокальных форм и системы ремарок.



 скачать статью: |  299kb.  читать онлайн: | 

Дегтярева Н.И.
Франц Шрекер. «Христофор или “Видение оперы”»: на перекрестке эпох
Работа Франца Шрекера над «Христофором» (1925–1929) падает на переломный этап, как в творческой биографии композитора, так и в судьбах послевоенного немецкого искусства. Драматические повороты в истории создания произведения, актуальность художественных идей и элементы эстетической критики в концепции оперы, экспериментальное и традиционное в музыкальной стилистике «Христофора» – этому кругу вопросов посвящена предлагаемая статья.

 скачать статью: |  212kb.  читать онлайн: | 

Булычева А.В.
От «Mia letizia» к «Князю Игорю»: итальянская романтическая опера в жизни А.П.Бородина
В статье рассматриваются первые два десятилетия творческой биографии А.П. Бородина. Собраны факты, говорящие о его постоянном соприкосновении с музыкой Россини, Доницетти, Беллини, Верди и их современников: любительском исполнении оперных фрагментов, попытках сочинять в итальянском стиле, посещении театров в Италии, игре в оперном оркестре. Уточняется круг произведений, в разное время попадавших в поле зрения композитора. Ставится проблема авторства фантазии на темы «Лукреции Борджа» Доницетти, которая считается сочинением Бородина. Рассматривается использование итальянской музыки в оперетте «Богатыри». В заключение приводится несколько наблюдений над вокальными партиями и оркестровкой «Князь Игоря».

 скачать статью: |  228kb.  читать онлайн: | 

Кузнецова М.В.
Джачинто Шельси и Авет Тертерян: о сходстве несходного
Статья посвящена анализу стиля, музыкального мышления и композиционной техники Джачинто Шельси (1905-1988). Важным аспектом работы стала тема отражения эстетико-художественных принципов Дж. Шельси в музыке других композиторов двадцатого века. В этом контексте сопоставляются художественные ориентиры Дж.Шельси и А.Тертеряна (на примере «Anahit» и Симфонии №5).

 скачать статью: |  1016kb.  читать онлайн: | 

Найко Н.М.
Интуиции бессмертия в Четвертой симфонии Д. Шостаковича

В статье раскрываются особенности художественного мира Четвертой симфонии Д.Шостаковича, содержащего три основные образно-интонационные сферы: Мира, Личности и Вечности. Особенно ярко они представлены в первой части и в финале. Логика тематического развития в них условно претворяет некий трагический сюжет: Лирический Герой, противостоящий враждебному, агрессивному миру, гибнет, но именно опыт смерти дает возможность видения Смысла и позволяет прийти к идее бессмертия. Это можно расценить как изумительное художественное прозрение автора симфонии – через опыт умирания, воссозданный в звуках, прикоснуться к Вечности, приблизиться к Истине.



 скачать статью: |  842kb.  читать онлайн: | 

Холопова В.Н.
Эмоции и смысл музыки. Проблематика основного зарубежного труда по музыкальным эмоциям: П.Н.Джаслин, Дж.А.Слобода (сост). Музыка и эмоция. Теория и исследования

Впервые в российском музыкознании анализируется главный зарубежный труд по музыкальным эмоциям – книга, составленная П.Н.Джаслиным (Швеция) и Дж.А.Слободой (Великобритания). Говорится об авторах со всего мира (кроме России) – психологах, музыковедах, социологах, педагогах и др. Дается определение музыкальных эмоций. Рассматриваются воззрения Канта, Ганслика, Шенкера, Лердала, Джакендофа, американского «нового музыкознания». Выделяются понятия «топиков» и «музем», проводится аналогия первых с «мигрирующими формулами» Л. Шаймухаметовой (Уфа). Дается обзор основных систематизаций музыкальных эмоций, с добавлением российских. Указывается на применение аппаратов – сентографа и полиграфа, с дополнением по аппаратным исследованиям И.Ханнанова. Делается вывод о недостаточности  изучения музыкальных эмоций в психологии и музыкознании.



 скачать статью: |  222kb.  читать онлайн: | 

Сергеева Т.С.
Соотношение мифа и факта: На примере исторического материала о музыкантах средневековой Андалусии

В статье рассматривается проблема соотношения мифа и факта на примере исторического материала о музыкантах средневековой Андалусии.  Эти сведения различаются по степени полноты информации: 1) сотни имён (без фактологии) в письменных источниках, 2) цитаты и полулегендарные рассказы из адабной литературы 3) миф-история о Зирьябе,  ключевой фигуре андалусской культуры. Анализ механизма создания мифа на основе реконструкции биографии Зирьяба (по средневековым источникам) показывает, что процесс мифологизации исторических фактов является типологическим явлением, характерным как для Средневековья, так и для Древнего мира.



 скачать статью: |  237kb.  читать онлайн: | 

Крейнина Ю.В.
О границах свободы в интерпретации музыкального текста: Adagietto из Пятой симфонии Густава Малера

Множество исполнительских прочтений партитуры Adagietto Пятой симфонии Г.Малера: от музыкального признания в любви – до выражения траура и глубокой печали, проявляющихся прежде всего в значительном колебании темпа: продолжительность звучания колеблется от 7 до 15 минут, – может служить индикацией многозначности этой музыки. Однако в литературе о Малере вопрос, существуют ли объективные причины для столь различных прочтений Adagietto, почти не обсуждается. В данной статье рассматривается одно из возможных объяснений этому явлению – противоречия внутри самого музыкального текста.



 скачать статью: |  682kb.  читать онлайн: | 

Григорьева Г.В.
М.Г.Арановский: учение о мелодии

Статья посвящена книге М.Г.Арановского «Синтаксическая структура мелодии», изданной почти 20 лет назад и, несмотря на свою беспрецедентность как отечественного исследования в области теории мелодии, до сих пор остающейся на периферии современной музыкальной науки. Автор подробно комментирует смену привычной терминологии, предлагаемой М.Г.Арановским, показывая ход аналитической мысли ученого, касающейся закономерностей построения мелодии и способов ее развития. В статье затрагивается полемика в аналитической науке, имевшая место в консерватории в середине 80-х годов, а также дается возможное объяснение, почему книга М.Г.Арановского о мелодии оказалась не востребованной в практике преподавания курса форм.



 скачать статью: |  342kb.  читать онлайн: | 

Копосова И.В.
«Симфонические искания» Калеви Ахо: музыка финского автора в свете идей М.Г.Арановского

Статья посвящена творчеству ведущего симфониста современной Финляндии — Калеви Ахо (1949). Его симфонические опусы рассматриваются с позиций выявленных М.Г.Арановским линий, характерных для современной симфонии. Это усечение симфонической драматургии до противопоставления двух содержательных модусов (действенно-активного и медитативного) и «экспансия скерцозности». В статье называются причины интереса композитора к данным линиям, очерчивается породивший их контекст, анализируются варианты их воплощения.



 скачать статью: |  224kb.  читать онлайн: |