• Выпуск №1 за 2006 год
• Выпуск №1 за 2007 год
• Выпуск №2 за 2007 год
• Выпуск №1 за 2008 год
• Выпуск №2 за 2008 год
• Выпуск №1 за 2009 год
• Выпуск №2 за 2009 год
• Выпуск №1 за 2010 год
• Выпуск №2 за 2010 год
• Выпуск №1 за 2011 год
• Выпуск №2 за 2011 год
• Выпуск №1 за 2012 год
• Выпуск №2 за 2012 год

::: Выпуск №2 за 2011 год
Музыковедческий форум

Валькова В.Б.
Третья симфония Р.М.Глиэра: богатырский эпос на фоне Серебряного века

Автор статьи анализирует третью симфонию Р.М.Глиэра «Илья Муромец» как уникальный образец симфонического воплощения эпического сюжета в русской музыке начала ХХ века. В статье устанавливаются связи произведения с поисками художников Серебряного века, показывается близость его поэтике русского символизма.



 скачать статью: |  290kb.  читать онлайн: | 

Нилова В.И.
У истоков финского музыкального модернизма. «Mysterium» Эрнста Пенгу

Уроженец Петербурга и европейски образованный Эрнст Пенгу (1887-1942) был одной из ключевых фигур финского модернизма 1920-х годов. В статье на основании изучения копии автографа симфонической поэмы «Mysterium» делается вывод о том, что в конце 1910-х годов поиски композитором собственного стиля находились в пространстве стилевого синтеза, многообразно освоенного югендстилем.



 скачать статью: |  264kb.  читать онлайн: | 

Твердовская Т.И.
«Весталка» Гаспаре Спонтини: «лирическая трагедия» или «Gesamtkunstwerk эпохи ампир»?

Гаспаре Спонтини (1774 – 1851) традиционно считается в отечественном музыкознании композитором «второго ряда». Однако он оказал значительное влияние на своих современников и преемников, в числе которых Вебер, Россини, Шуман, Лист, Мейербер, Берлиоз, Вагнер; при жизни он был музыкальным деятелем европейского масштаба. Жанрово-стилистический анализ лучшей оперы Г. Спонтини «Весталка» (1807) показывает, что это произведение находится на пересечении итальянской и французской оперных традиций. В нем в рамках эстетического канона наполеоновской эпохи встречаются модели старой оперы («лирической трагедии», продолжающей и развивающей принципы К.В.Глюка) и романтической музыкальной драмы: необычайно высокая для своего времени степень симфонизации оперы, преодоление номерной структуры, сквозное мелодическое движение, смелость модуляционного развития, новые выразительные возможности инструментальных тембров. Гармония музыкального и драматического начал, получившая высокую оценку Вагнера, в сочетании с яркой театральностью дает право говорить о «Весталке» как о своего рода «Gesamtkunstwerk эпохи ампир».



 скачать статью: |  162kb.  читать онлайн: | 

Немковская В.И.
Жанр духовного диалога в творчестве Кьяры Маргариты Коццолани

Статья посвящена одному из ведущих, но малоизученных жанров XVII века – духовному диалогу. Специфика его функционирования, характерные темы, персонажи и сюжетные решения, а также композиционные особенности рассматриваются на примере сочинений К.М.Коццолани. Кьяра Маргарита Коццолани – монахиня-бенедиктинка миланского конвента Св.Радегонды, известного своей музыкальной деятельностью в посттридентский период.



 скачать статью: |  141kb.  читать онлайн: | 

Воробьев И.С.
«Новорелигиозная» миссия тоталитарного искусства на примере кантатно-ораториального творчества

Центральная роль в ретрансляции политической мифологии в сталинскую эпоху принадлежала искусству, которое посредством художественных символов и образов смогло из идеологической догматики сконструировать в полном смысле новую религию. В советском музыкальном искусстве принципы социалистического реализма нашли свое наиболее очевидное воплощение в кантатно-ораториальных жанрах, что вывело их на уровень жанровой доминанты эпохи. Это было обусловлено также выполнением ими «новорелигиозной», квазисакральной миссии. Никакой другой музыкальный жанр не мог репрезентировать тоталитарную мифологию, одновременно реконструируя черты религиозного обряда. Квазисакральный смысл кантат и ораторий 1930-1950 годов отражал квазисакральный смысл тоталитарной системы, пытавшейся направить искусство на выполнение им не художественно-эстетической, а религиозно-политической функции.



 скачать статью: |  158kb.  читать онлайн: | 

Колико Н.И.
Житие «Глупой лошади» (quasi simfonia Александра Кнайфеля)

Данная работа посвящена одному из наиболее концептуальных сочинений Александра Кнайфеля – Глупая лошадь (quasi simfonia) (1981). На фоне цикла детских стихов Вадима Левина композитор разворачивает свою многомерную и глубоко экзистенциальную идею. Вслушиваясь в слова, композитор вкладывает в них свой субъективный смысл,  проистекающий из его жизненных наблюдений и ассоциаций. Дуальность как исходный принцип бытия пронизывает все уровни композиции и выражается в составе исполнителей, в оригинальной „звукопорождающей матрице“ – единовременном наложении акустического и нисходящего хроматического рядов, в особой символической парности чисел и букв русского алфавита. Из разрозненных „ликов жизни“ с их антиномиями вырастает цельный универсум, проходит целая жизнь с присущими ей радостями и потерями. Многослойность коннотаций цикла усилена наличием криптографической записи, музыкальных цитат, монограмм, числовой символики, помещаемых в контекст легко узнаваемых жанровых образцов.



 скачать статью: |  3.6Mb  читать онлайн: | 

Неровная Т.Е.
Композитор Павел Юон. Опыт реставрации

В статье представлен один из оригинальных, но забытых в отечественной культуре художников – композитор Павел Федорович Юон. Его судьба и творческое наследие рассматривается в контексте русской музыки первой половины XX века, определившем переход от эпохи романтизма к искусству нового времени.



 скачать статью: |  195kb.  читать онлайн: | 

Баева А.А.
«Мистерия апостола Павла» Н.Каретникова в пространстве отечественной оперы второй половины ХХ века и творчества композитора

Статья посвящена фундаментальному опусу крупнейшего композитора ХХ века Н.Каретникова – «Мистерии апостола Павла», которая занимает ключевое положение в его наследии. Произведение освещается в контексте времени и места: Россия, 60-90-е годы прошлого столетия, мир Каретникова, его художнические искания, а также оперные устремления других отечественных мастеров. В данной связи рассматриваются вопросы жанрово-драматургического синтеза, композиционного решения, особенности трактовки сюжета.



 скачать статью: |  166kb.  читать онлайн: | 

Шамилли Г.Б.
Музыкальная речь как картина мира: к проблеме архитектоники иранской классической музыки

Автор исследует проблему архитектоники иранской классической музыки устной традиции. Предметом исследования является джγмла, или мелодическая синтагма в метрически неупорядоченной мелодии нормативной структуры классического музыкального цикла. Основной вопрос — логика, имплицитно заложенная в грамматике музыкального языка, обоснованного еще в теории школы «систематиков» (XIII‒XV вв.) и проявляющаяся в поведении синтагмы как единственной единицы музыкальной речи, формирующей мелодическое высказывание. Мелодическая синтагма как картина мира рефлектирует онтологические интуиции теоретического суфизма.



 скачать статью: |  808kb.  читать онлайн: | 

Рыжкова Н.А.
Теория музыкального текста М.Г.Арановского

В статье рассматривается теория музыкального текста М.Г. Арановского. Эта теория использует достижения лингвистики и литературоведения (работы Ф.Соссюра, Э.Бенвениста, Р.Барта, Ю.Кристевой  и др.), но опирается на специфику музыки.  Ее можно назвать музыкально-лингвистической, поскольку она соединяет теорию музыки с наукой о языке. Здесь изучаются такие вопросы, как природа музыкального текста, его структурные уровни, соотношение текста с музыкальным языком и музыкальной речью, единицы текста, деривационные  процессы, интертекстуальные взаимодействия и многое другое.



 скачать статью: |  232kb.  читать онлайн: | 

Багрова Е.Ю.
Соната Ф.Пуленка для кларнета и фортепиано. Опыт семантического анализа

Соната для кларнета и фортепиано – одно из последних сочинений  Ф.Пуленка,  отличается  большим количеством реминисценций и тематических взаимосвязей. В качестве основного инструмента прочтения  текста используется метод сопоставления элементов тематического рельефа Сонаты с тематическим материалом  оперы «Человеческий голос», а также других сочинений, близких по времени создания.



 скачать статью: |  1.6Mb  читать онлайн: | 

Окунева Е.Г.
Композитор-авангардист Бу Нильсон: забытый «гений из Мальмбергета»

В статье рассматривается творческий путь известного в 1960-е годы, но ныне почти забытого шведского композитора-авангардиста Бу Нильсона. Автор пытается нарисовать портрет этой неоднозначной личности, анализирует некоторые его сочинения. В статье раскрываются создаваемые композитором мистификации, а также реакция общественности на его поступки.



 скачать статью: |  568kb.  читать онлайн: | 

Владимирова О.А.
Особенности мелодического тематизма в Первой симфонии А.К.Глазунова

В статье рассматривается значение Первой симфонии А.К.Глазунова в русской симфонической музыке последней четверти XIX века и выявляются особенности ее музыкальных тем. Впервые в изучении симфонического творчества Глазунова демонстрируется его особый метод конструирования тематизма, связанный с полифонической техникой. Объясняется и происхождение генетических кодов тем Первой симфонии, восходящих к интонациям музыки Бетховена, Шумана, Шопена, Брамса. Новый подход А.К.Глазунова к процессу сочинения музыки сближается с особенностями научного исследования и познания. Усложнение композиторской техники за счет активного использования полифонии усиливает интеллектуальный потенциал симфоний Глазунова, сближает его с исканиями С.И.Танеева в повышении мастерства композиторов, позволяет говорить о зарождающихся тенденциях, ведущих к эстетическим принципам будущего искусства модерна.



 скачать статью: |  468kb.  читать онлайн: |