• Выпуск №1 за 2006 год
• Выпуск №1 за 2007 год
• Выпуск №2 за 2007 год
• Выпуск №1 за 2008 год
• Выпуск №2 за 2008 год
• Выпуск №1 за 2009 год
• Выпуск №2 за 2009 год
• Выпуск №1 за 2010 год
• Выпуск №2 за 2010 год
• Выпуск №1 за 2011 год
• Выпуск №2 за 2011 год
• Выпуск №1 за 2012 год
• Выпуск №2 за 2012 год

::: Выпуск №1 за 2008 год

Калюжная В.П.
Остёрская свадебная традиция как региональный вид западнорусской свадьбы

Статья – результат масштабного исследования южносмоленского региона с точки зрения свадебной обрядности. Комплексное изучение ритуала позволило определить на данной территории две музыкальные традиции. Одна из них рассматривается в статье как региональная песенная система, типологически относящаяся к западнорусскому типу восточнославянской свадьбы. В статье затрагиваются все компоненты музыкально-обрядового комплекса, определяющие региональную специфику объекта. Среди них ведущая роль принадлежит звуковысотной составляющей свадебных напевов, обладающая выраженными системными свойствами: основная часть работы посвящена детальному описанию соответствующих механизмов, формирующих уникальный «звуковой портрет» традиции.



 скачать статью: |  372kb.  читать онлайн: | 

Терентьева П.В.
История росных стихов Пещного действа, представленная в певческих рукописях

Статья посвящена знаменным песнопениям древнерусского богослужебного чина Пещного действа – росным стихам, которые исполнялись священниками перед началом драматического действия. В статье рассматриваются списки росных стихов, содержащиеся в рукописных источниках: Ирмологиях и певческих сборниках. Рассмотрено строение цикла росников, особенности формульной композиции песнопений, выявлены редакции цикла и отдельных стихов, обозначены этапы развития росников. На основе изучения рукописных источников реконструируется история развития росных стихов.



 скачать статью: |  248kb.  читать онлайн: | 

Полоцкая Е.Е.
Скромное обаяние теоретика Гунке в зеркале истории отечественного музыкознания

Статья посвящена Иосифу Карловичу Гунке – теоретику, стоявшему у истоков отечественной науки о музыке. Дана зарисовка облика Гунке как музыкального деятеля середины XIX в. Основное внимание уделено анализу его теоретических взглядов, изложенных в «Руководстве к изучению гармонии…». Позиции автора первого в России учебника гармонии на русском языке рассмотрены в контексте европейской музыкально-теоретической мысли Нового времени.



 скачать статью: |  105kb.  читать онлайн: | 

Мелешкова Н.В.
Музыкальное сообщество русской эмиграции в Праге: имена и судьбы

 Изучение наследия русского зарубежья – одна из ведущих тем современного отечественного музыкознания. Литература, посвящённая ей, довольно обширна, но не может восстановить объёмную картину этой «затонувшей Атлантиды» даже приблизительно. Музыка русского зарубежья представляет наименее изученную часть этого наследия и предстаёт перед нами в разрозненных фрагментах. Значительный интерес вызывает восстановление событий, связанных с русской эмиграцией первой волны. В статье очерчивается круг самых значительных имен, повлиявших на события общественной и музыкальной жизни «Русской Праги» 20 – 40-х г.г. XX века.



 скачать статью: |  140kb.  читать онлайн: | 

Ханнанова Е.Н.
«Danse macabre» образца ХХ века (тарантелла в опере А.Шнитке «Джезуальдо»)

Статья посвящена трактовке жанра тарантеллы в опере А. Шнитке «Джезуальдо». Этот танец в опере является символом потрясающей силы. «Danse macabre» - словосочетание-оксюморон, объединяющее противоположные по смыслу понятия. Подобная амбивалентность лежит в основе творческого метода композитора, а также является важнейшей в эстетике постмодернизма. Опера репрезентирует поздний стиль А. Шнитке, его отношение к «вечным» темам - Любви, Смерти, предназначения Художника.



 скачать статью: |  448kb.  читать онлайн: | 

Красникова Т.Н.
Фактура Четвертой и Седьмой симфоний А.Тертеряна

Статья посвящена фактуре Четвертой и Седьмой симфоний А.Тертеряна. Эти сочинения относятся к медитационному инструментализму и соединяют национальные традиции с поставангардными тенденциями XX века. Музыкальная ткань симфоний А.Тертеряна интерпретируется автором статьи как род новой звуковой среды, которая обогатила звуковую палитру современной музыкальной культуры, аккумулировав новейшие сонористические приемы с элементами минимализма и алеаторикой.



 скачать статью: |  94kb.  читать онлайн: |