• Выпуск №1 за 2006 год
• Выпуск №1 за 2007 год
• Выпуск №2 за 2007 год
• Выпуск №1 за 2008 год
• Выпуск №2 за 2008 год
• Выпуск №1 за 2009 год
• Выпуск №2 за 2009 год
• Выпуск №1 за 2010 год
• Выпуск №2 за 2010 год
• Выпуск №1 за 2011 год
• Выпуск №2 за 2011 год
• Выпуск №1 за 2012 год
• Выпуск №2 за 2012 год

::: Выпуск №1 за 2006 год

Болобольчева В.А.
Полифонический цикл «24 прелюдии и фуги» в контексте истории

Полифонический цикл в составе 24 прелюдий и фуг уходит своими истоками в XVIII век, одним из музыкальных достижений которого является "Хорошо темперированный клавир" И.С.Баха - "энциклопедия" полифонической техники, новый образец контрапунктического мастерства. Несколько другие сведения дает нам А.Волконский: оказывается, что опыты подобного полифонического творчества имели место и ранее и связаны с другими малоизвестными именами. Так, существуют клавирные сюиты Пахельбеля, сочинения И.К.Фишера, Суппига, проходящие по всем тональностям, и даже другой "Хорошо темперированный клавир" Б.Х.Вебера. Дальнейшее развитие большого полифонического цикла шло неравномерно, если в XIX веке можно говорить лишь об отдельных образцах жанра, то в XX веке - веке "Ренессанса" стилей прошлых веков - картина резко меняется.





Александрова О.Ю.
О мелодической повторности в произведениях Палестрины
Палестрина относится к числу композиторов, чьими именами обозначают периоды в истории музыки ("эпоха Палестрины"); его творчество стало своего рода символом "строгого стиля, а эпитет "палестриновский" на протяжении XVII-XVIII и даже XIX веков служил указанием на некое идеальное, старинное церковное звучание. В статье рассматривается один из аспектов композиторского стиля Палестрины - горизотальная мелодическая повторность. Как отмечает автор статьи, подход к музыке мастера, примененный в данной работе, не может претендовать на универсальность, но принятая аналитическая установка может оказаться полезной при изучении различных жанров творчества Палестрины, а также его современников и предшественников.

 скачать статью: |  586kb.  читать онлайн: | 

Куценко Е.Д.
Вопросы текстологического изучения духовно-музыкального наследия А. Алябьева
Духовно-музыкальные сочинения не являются ведущим жанром в творчестве Алябьева. Их значительно меньше, чем романсов, и они гораздо менее известны. Его сочинения сравнительно мало изучены, а потому прежде чем высказывать мнение об их стилистике, необходимо уточнить круг текстовых источников.

 скачать статью: |  79kb.  читать онлайн: | 

Темрук Е.А.
Музыкальные и поэтические переложения Псалтири в России XVIII века
Начиная с середины XVII века, когда в России только зарождалось светское искусство, Псалтирь вошла в круг самых востребованных источников поэтического и музыкального творчества. Обращение в Псалтири - книге, которая по словам Василия Великого "объемлет в себе полезное всех книг", - явление глубоко традиционное для России. Особенно многочисленны переложения Псалтири в "век Екатерины": на период ее правления приходится расцвет основных жанров поэтического и музыкального "псалмопения": речь идет о духовной оде и хоровом концерте.

 скачать статью: |  623kb.  читать онлайн: | 

Кондратьева О.В.
Морис Равель и «философия дендизма»
Дендизм Мориса Равеля - общепризнанный факт. Без упоминания об этом не обходится ни одна крупная монография, и благодаря Равелю наше внимание привлекают такие философские работы, как, например, "Бунтующий человек" Альбера Камю (глава "Мятежные денди"). Но откуда происходит дендизм самого Равеля?

 скачать статью: |  75kb.  читать онлайн: | 

Рыжинский А.С.
Хоровое творчество Арнольда Шёнберга: эстетика и поэтика
Арнольд Шёнберг - одна из самых значительных фигур в истории культуры XX века, "великое беспокойство современной музыки" (Поль Розенфильд), во многом определившая вектор развития современного музыкального искусства. Наследие композитора по-новому оценивается в наши дни. Это касается и его хорового творчества, которое по объему не уступает произведениям для оркестра.

 скачать статью: |  130kb.  читать онлайн: | 

Эсаулова Т.И.
Древнегреческий миф о Тесее в поэтике постмодернизма «Лабиринтов» Н. Сидельникова
"Лабиринты" - роман-симфония в пяти фресках по мотивам древнегреческих мифов о Тесее - уникальное сочинение в фортепианной литературе и вообще в современной отечественной музыке ушедшего XX столетия. О его исключительности свидетельствует и само название, отражающее жанровую основу - роман-симфония для фортепиано, и продолжительность - около восьмидесяти минут, и история создания. В "Лабиринтах" удивительным образом преломляются языки разных видов искусств: роман-симфония в пяти фресках подчеркивает связь с древнейшей литературой (миф), литературой вообще (роман), с архаичной монументально живописью (фрески).

 скачать статью: |  106kb.  читать онлайн: | 

Румянцева М.А.
Научный вклад педагогов и выпускников РАМ им. Гнесиных в изучение западноевропейского многоголосия средневековья и Возрождения
В настоящее время невозможно представить в полном объеме картину всемирной музыкальной истории без упорядоченного знания специфики, закономерностей и особенностей западноевропейского многоголосия средневековья и Возрождения. Долгое время изучением этого пласта мировой музыкальной культуры занимались преимущественно ученые Западной Европы. Отечественные исследователи стали проявлять особое внимание к западноевропейскому многоголосию только в 70-е годы прошедшего столетия. Изучением истории западноевропейского искусства занимались специалисты различных научных центров и музыкальных учеюных заведений страны. Безусловно, большой вклад в изучение многоголосия внесли педагоги и выпускники РАМ им.Гнесиных.

 скачать статью: |  339kb.  читать онлайн: | 

Светлакова Н.И.
Регтайм в произведениях европейских и отечественных композиторов начала ХХ века
Регтайм - один из самых популярных джазовых жанров начала XX века. Первоначально регтайм и его ближайший родственник кекуок появились в шоу менестрелей, да и слово "регтайм", которое привилось с 1893 года, обязано своим происхождением популярной менестрельной песенке Стоуна "Ma Ragtime Baby". С приходом нового века регтайм начал собственную жизнь на эстраде и тут же заинтересовал композиторов академического направления.

 скачать статью: |  235kb.  читать онлайн: |